Аюрведа польза или мода?

Вопрос: Анатолий Добрый день, хотел спросить о панчакарме. Вы ее проходили? Если да, то посоветуйте какой-то центр хороший в Индии. Как эффект в целом?
Благодарю
Дмитрий

Ответ: Здравствуйте, Дмитрий,

Не рекомендую.

Изложу свой личный субъективный взгляд на Аюрведу и панчакарму в частности. И хотя я не являюсь сторонником традиционной медицины, а скорее отдаю предпочтение нетрадиционной, народной медицине, к Аюрведе отношусь сдержанно-скептически. Прежде всего, потому что понимаю как устроен организм, и что такое  ключевые звенья здоровья. Эта статья будет, конечно, ИМХО (In My Humble Opinion), но наверняка многим не понравится и вызовет критику (особенно тех, кто на Аюрведе зарабатывает или просто верит не проверяя) и т.д., но учитывайте, что пишет человек, который:

– прошел классическое медицинское образование (теория и практика)
– долго интересовался и интересуется медициной, методами восстановления, пихологией, Аюрведой и йогой
– имеет понимание здоровья и лечения на основании практики, а не только теории, на своем опыте избавился от заболеваний
– имеет огромный опыт наблюдения за пациентами своего учителя костоправа и является свидетелем огромного количества выздоравливаний пациентов (последний момент пожалуй ключевой)
– искренне выражает желание помочь людям рассеять заблуждения и помочь обрести здоровье

Как ни странно с уст йога – я не поддерживаю Аюрведу, особенно в том виде, как она подается в Индии доверчивым туристам. В современной интерпритации Аюрведы слишком много упражнений и процедур вызывающих сомнение в их их целесообразности, особенно, не рекомендую всем подряд панчакарму. Впрочем, в разных школах и клиниках по разному интерпретируют панчакарму, иногда включая достаточно сомнительные процедуры, а зачастую вредные, как например: кровопускание (с 19 века не используется в современной медицине, лично я эту процедуру считаю пережитком прошлого, неграмотностью и вредительством). К счастью ее редко уже используют, отчасти от того, что многим людям уже не так просто повесить “лапшу на уши” о пользе этой процедуры, отчасти от того, что эволюционно и сами последователи начали задумываться в нужности.

С препаратами вызывающими рвотный рефлекс, применяемые в панчакарме, надо быть осторожными людям с гастритами и язвами ЖКТ. 

 Иногда в панчакарму включают разновидность очистки кишечника шанкхпракшалану (очистка кишечника соленой водой), я ее считаю прямым вредительством организму (используется соленый раствор и скрутки позвоночника, после этого человек здоровым не останется, с точностью до 90%, остальные 10% просто генетически крепкие особи). Зачастую эту процедуру по неграмотности используют современные преподаватели йоги, вызывая у людей только потерю энергии, слабость и соляной удар по организму, так как большое количество обычной соли, по сути, является ядом для организма. Особенно опасной шанкхпракшалана с больными почками и повышенным давлением.
Дозу они конечно принимают не смертельную (для взрослого человека, среднего сложения, летальной дозой может быть уже 240 г соли), но все же, зачем так издеваться над организмом?
Шанкхпракшалана имеет ряд серьезных отличий от йогического аналога – басти (шаткармы), которую я рекомендую практикующим освоить, а использовать по необходимости. Так как при нормальной работе кишечника в принципе вмешиваться не нужно.

Из позитивных процедур панчакармы могу порекомендовать только широдхару (теплое масло льется на лоб) и МЯГКИЙ НЕГЛУБОКИЙ массаж. С массажем надо быть осторожным в области позвоночника, так как глубокие надавливания могут спровоцировать подвывих позвонка, особенно на расслабленном теле. И это уже относится к костоправству, а я очень сомневаюсь, что аюрведические индийские массажисты имеют хотя бы малейшее понятие о костоправстве. Даже в современной медицине очень мало лекарей имеют понимание о важности позвоночника, и понимание (кроме анатомического) об использовании знания о 31 паре спинномозговых нервов, их локализации, и понимания первопричины 98% заболеваний.

 По крайней мере в Индии я не встречал таких специалистов и от знакомых не слышал (в Индии живу по несколько месяцев в году и проявляю интерес к различным местным оздоровительным методам и процедурам). Впрочем, любителям эзотерического антуража в аюрведичиеских клиниках безусловно понравится:). Но в таком случае можно рассматривать эти клиники как физио-терапевтические с легким психосоматическим эффектом для практически здоровых людей. Если вы серьезно хотите избавится от заболеваний, а не совершить эзотерическую экскурсию в Индию, рекомендую обратить внимание на изучение костоправства.

Также крайне не рекомендую всем поголовно употреблять аюрведические препараты, особенно без консультации с врачем, сюда можно отнести пресловутый “Чаванпраш”, продаваемый тут в Индии в каждом втором магазине, и который якобы “универсален” на на деле может как быть в помощь организму, так и угнетать его деятельность.

С точки развития мировой медицины Аюрведа, как мне кажется, имеет больше историческое значение сейчас. В частности в основном труде “Чарака Самхита” описывается более 600 лекарственных препаратов, естественного происхождения. Но в этом мне Аюрведа напоминает современную медицину – она рассматривает болезни, вместо того что бы понять в чем суть здоровья человека. А суть здоровья человека на физическом уровне – это прежде всего здоровый позвоночник, также важными являются правильные физические упражнения и рациональное питание, а на психическом уровне –  позитивное мышление и мудрость.

Аюрведа на данный момент не является той наукой, которая проверена и подтверждена, да она и наукой как таковой не является.


Из Википедии: “Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо, а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

Если вы хотите заниматься очищением – уж лучше освоить йогические шаткармы и использовать при необходимости. По личному опыту могу сказать – они полезны, хотя и требуют определенного умения и понимания.

Аюрведа не рассматривает ключевое звено здоровья человеческого тела – позвоночник. В основном пытается воздействовать на симптоматику, хотя я и не отрицаю возможность лечения травами, но после того как позвоночник уже выставлен на место! Безусловно, как и любой подход, Аюрведа имеет право на жизнь. Только без понимания ключевого звена человеческого здоровья она практически бесполезна, а иногда и вредна.
ОМ.

p.s. В заключение хочу привести цитату мудрого человека, жившего 2500 лет назад:

Hе доверяйте тому, что вы слышали; Не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; Не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; Не доверяйте, если это является всего лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; Не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; Не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему

Будда Шакьямуни, около 550 г.до н.э.

4 thoughts on “Аюрведа польза или мода?

  1. Здравствуйте. Интересует возможность размещения рекламного баннера у вас на сайте?

  2. Какие секреты и ритуалы Аюрведы можно с пользой позаимствовать, даже не практикуя учение?

    • Любые, которые вам подходят. Нет никакой проблемы, когда человек берет из системы только то что ему подходит.

Comments are closed.